Payday loans
 

Новочеркасское благочиние

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Духовная культура — путь к Евхаристии. Доклад протоиерея Олега Добринского, председателя Епархиального отдела религиозного образования и катехизации, кандидата богословия

Печать PDF

o_OlegВаше Высокопреосвященство!

Ваши Преосвященства! Досточтимые отцы, братия и сестры, уважаемое собрание!

Анализируя ряд процессов, связанных с жизнью нашего российского общества, с жизнью Донского края, нельзя не заметить тех благих намерений и свершений, которые происходят в нашем Отечестве. Они безусловно есть, несмотря на самые критичные отклики и отзывы. Основным и главным лейтмотивом происходящего является формула, заключенная в словах: «нам нужна сильная и сплоченная Россия, Великая Россия»! Что может быть для каждого сына своего Отечества более лучшее? Действительно, предпринимаются глобальные программы и действия как в федеральном, так и в региональном масштабе для осуществления этого прекрасного намерения. В предвыборной компании и в программных документах практически всех российских партий предлагаются проекты по осуществлению этих идей. Но каков основной вектор таковых идей? Ознакомившись с многими документами и внимательно вглядываясь в существующую действительность, нетрудно заметить, что упор делается в основном на развитие экономики и науки, немного остается на культуру, в том виде какая она есть. Думаю, что за многие века бытия человечества прочно сохраняется римский принцип «хлеба и зрелищ».

Нет никаких сомнений в важности экономической мощи державы, регионов, но возникает банальный вопрос: кто, каким будет успешный и обеспеченный  человек, довольный полнотой инстинктивного бытия, если он не будет никаким образом связан со своим Творцом? Каковы будут принципы жизни такого сытого и успешного общества, каким будет его лицо и достигнет ли оно высоты лика?

Видя основное назначение человека в обожении, которое всегда отражается на образе жизни, ценностях, ценностях именно христианских, а не на размыленных «общечеловеческих», осознавая всю полноту ответственности за свою Родину и свой народ, однозначно можно сказать, что первейшая задача в духовно-нравственной, может быть даже религиозно-нравственной и религиозно-национальной основе общества и его достойном воспитании в пространстве культуры, сформировавшей народ и страну.

История не повторяется. Повторяется лишь то, что если не учитывать исторический опыт, не анализировать его, то в той же луже можно оказаться вновь.

Нельзя не согласиться с тем, что самый яркий и талантливый реформатор России государь Петр Великий. Но однобокость его восприятия мира, практицизм и рационализм, привели к невероятному расслоению общества, нарушению его единения пред Лицом Божиим, закончившегося трагедией, рубцы которой до сего дня мы не можем уврачевать. Без духовного и глубокого отношения к миру и всему происходящему в нем всякое реформаторство неизбежно перерастет в революцию. И это характерно не только для России. Внимательно вглядевшись в анналы истории Европы, нельзя не заметить всего ужаса Французской революции и ее последствий в современном уже мире.

Буквально за короткое время, оставшееся у нас за плечами, мы с ужасом и смятением восприняли одну за одной происшедшие трагедии в нашем государстве, которые были связаны с молодежью. Я говорю о серии пожаров в ночных клубах, унесших сотни молодых жизней, оставивших десятки сирот, вдов, принесших страдания родителям. Говоря об одном из таких событий, случившемся в 2009 году в Перми, Святейший Патриарх Кирилл замечал: «Сегодня, когда в России вновь погибло большое количество людей, мы должны крепко задуматься над причинами происходящих трагедий. Те, кто имеет дело с большими скоплениями людей, должны глубже и сильнее осознать ответственность за жизнь и здоровье ближних. Стоит помнить и об опасности неумеренных развлечений, которые могут кончиться бедой и скорбью». «Мы вступили в эпоху, когда люди все чаще и чаще лишаются жизни либо по стечению обстоятельств, либо по преступной халатности, либо по своей греховности. Многие люди оставляют этот мир, будучи жертвами всех этих обстоятельств современной жизни». «Сегодня страна наша скорбит в связи с гибелью людей в Перми, как мы говорим словами молитвы, по человеческому неразумию и греховности отдавших свои жизни».

«Мы все должны крепко молиться, чтобы народ наш возрастал духовно и нравственно. А вслед за этим подымется и уровень самоорганизации, самодисциплины, возможность и способность безопасно работать с современной техникой, заботясь о своей жизни и жизни тех, кто нас окружает», — отмечал Предстоятель Русской Церкви.

Почему многие молодые люди оказываются в стенах ночных клубов? Почему мы спокойно относимся вообще к их существованию, видя, что это место прямого формирования асоциального человека и место явного оборота наркотиков? Таких «почему» с тревогой можно задать много. И все это будет в обществе до тех пор, пока главной заботой всех нас вместе не станет сам человек, а не его материальные блага.

Иной раз мы забываем то, что предлагал Сам Господь Своим последователям. Он не обещал безмятежной и сытой жизни в мире сем, Он не гарантировал Своим последователям экономического роста и успеха. Он предложил крестоношение. Я приведу эти слова Христовы: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, (отрекись от себя) и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее; какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф.16.;24-26.) Только тот человек по настоящему несет крест, кто подчинил свое мышление , свое "думание" Богу и "о Божьем". Для такого человека ценности Бога - его ценности, цели Бога - его цели. Для такого человека Закон Бога в сердце его, и "размышляет о нем день и ночь".  И путь следования за Христом – это не паркетное христианство и не благоволение от сильных мира, это путь взирания на Распятого Христа и ежедневное распятие своего «я».

Благополучная Церковь, благополучный христианин — это  огромная опасность, которая не только извращает христианство, но разрушает все общество. Иногда, начитавшись всевозможных книжек о дореволюционной России, мы ностальгируем по описываемым там временам, которые для каждого из нас неизвестны. Давая реальную оценку времени конца ХIХ – начала ХХ столетия можно ясно видеть картину «благополучной Церкви и благополучного общества». Симптомы уже случившегося есть и сейчас.

Мы забываем, что Церковь самодостаточна и Она облагодатствует мир, а не мир снисходит до Нее. Не случайно, что во времена самых страшных гонений тихое слово Церкви воспринималось всеми с трепетом. После того, как вслед за государственными привилегиями Она была лишена всего и гонима, Она шла вслед за Христом, и многие Ее чада шли путем крестоношения, путем не формального участия в церемониях, но путем в Царство Божие.  И я убежден, что внешние атрибуты – торжественность служб, блистательность храмов и палат – это не основное в миссии христианства.

Уже больше чем два десятилетия мы живем в свободной России. Почти столько же мы не можем выработать программы духовно-нравственного воспитания молодежи и преподавания определенной дисциплины в школе и ВУЗах. Мне сейчас могут возразить ряд моих оппонентов, указывая на новый стандарт образования, на внедрение в курс школ предмета ОРКСЭ и привести еще ряд доводов. Многие из них будут несомненно правы. И сейчас мне бы хотелось сказать несколько слов о том для чего, с моей точки зрения нужен определенных предмет и каким образом он отразится на формировании человека.

Первое и самое важное – это то, что недопустим религиоведческий курс. Таковое обучение сформирует обычного циника и не более.

Второе, также немаловажное – это то, что необходима дисциплина, дающая познание той культуры, которая сформировала вообще народ и государственность, дисциплина, которая вообще сохранит русскую культуру от современного вандализма.

Следующее – это то, что это окультуривание личности будет непрерывно: от детского восприятия окружающей действительности до юношеского самоопределения в жизни.

Еще несколько лет назад, когда мы вместе трудились над данными программами с Министерством образования России, область этого была наименована как Духовно-нравственная культура. Я тогда присутствовал на большом совместном форуме, проходившем в Калуге, и, один из участников хорошо заметил, что в сокращении это звучит как ДНК, т.е. то, что несет генофонд.

Самая же главная цель – ввести человека в Царство Божие, достойно сформировав его готовым для этого в мире сем. К сожалению, иной раз многие из нас впадают в самообман, относя к духовной жизни совсем не то, чем часто мы массово начинаем заниматься.

Природа Церкви богочеловечна. Безусловно, Она движется вместе с ходом истории, но никогда не подвергается временным изменениям. Если в этом вопросе быть склонным к иному, то мы получим то, что получили многие христианские конфессии, совершенно утратившие (а можно сказать и утрачивающие до ныне) свою идентичность. Здесь важно нам, ставящим сегодня перед собою необыкновенно много задач, ранее неизвестных, не подвергнуться реальной опасности уклонения от подлинного церковного самосознания и не стать какой-то иной организацией. Важно не смешать в современном мире понятий экклесиологии и социологии. Сегодня в Церкви развивается общественная деятельность во многих направлениях, но всем нам, осуществляющих эту деятельность, следует помнить то, что является центральным, определяющим и самым важным.

В свете всего сказанного мною хочу прибегнуть к словам, сказанным Господом Иисусом Христом своим ученикам по воскресении Его их мертвых: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа,  уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века».  Господь посылает Своих апостолов учить и крестить, а уже просвещенных снова назидать. Он посылает их не просто благовествовать и учить правильно жить, но крестить. А крестить для того, чтобы все, принявшие крещение смогли быть участниками Евхаристии. Евхаристие же есть введение в Царство Божие. Если исследовать все литургическое наследие христианства, особенно первых веков, то совершенно очевидно, что и крещение, и все таинства, и все богообщение сосредоточено исключительно внутри Евхаристии, как и каждая община христиан по своей сути.

Для всех нас, совершающих сегодня свое служение, а я имею в виду не только епископат и священство, а и мирян, в новейший период возникло много задач. С этими задачами мы ранее никогда не сталкивались, честно говоря во многом нам не хватает того положительного опыта, которым обладают соответствующие государственные институты. И в этом должно быть наше тесное соработничество.

Скажу о тех проблемах и трудностях, которые волей-неволей возникают в современном церковно-общественном пространстве России и всего мира, думаю, тоже. Замечательный анализ этого дает блестящий богослов современности митрополит пергамский Иоаннис Зизиулас. Он говорит о нескольких тенденциях, которыми мы иной раз увлекаемся, относя их к основной миссии Церкви.

Первая из них вероисповедническая или идеалогическая, по которой Церковь отождествляется с совокупностью догматических позиций и доходит до того, что возникающее зилотство фактически встает на путь раскола.

Личность, а иной раз и община становится замкнутой для окружающих реалий, отгораживаясь от своего свидетельства веры в мире.

Следующей тенденцией, названной ученым владыкой, является миссионерство, когда главным упором мы делаем активную внешнюю деятельность, сосредотачивая основное внимание исключительно на проповеди. Обычно это неизбежно приводит к утрате пребывания в богослужении. Горький пример плодов такового мы видим в протестантизме. (Кстати, это было основным стержнем христианской идеологии Петра Великого и его соратника архиепископа Феофана Прокоповича). Да, сегодня важна работа с молодежью, работа в юношеской среде, но крайне опасно выйти в эту среду и самим остаться там. То же самое можно сказать и в отношении социального церковного служения. Даже внутри церковной ограды мы считаем одним из главных направлений осуществление помощи нуждающимся, совершение сборов на благотворительные проекты, врачевание социальных ран. Светскому сознанию очень хочется, чтобы Церковь и бездомными животными занималась… Но не это церковное делание.

Еще один аспект, это этический или моралистический, когда главным для Церкви почитают нравственность как тип поведения. Тогда, собирая в себе праведников, мы просто оставляем вне своего внимания грешников, забывая, что именно ради них пришел на грешную Землю Господь.

Последняя тенденция, она сегодня доставляет очень много хлопот, тенденция психологическая. Это перемещение всей области церковной жизни с центром в таинстве исповеди. Очень резво здесь развивается младостарчество, которое подчас превращается в фактическое сектантство.

Все, что названо мною, безусловно в определенной мере должно иметь место в Церкви, но главным Ее средоточием всегда является только Евхаристия. Все эти направления должны приводить именно к Евхаристии, вытекать из нее, и ни в коей мере не должны являться составляющими Церкви. Совершенно замечательно, что в нашем народе, а это выражение употребляет неоднократно в своих посланиях и апостол Павел, есть оборот: «иду в церковь». И он означает не путь в храм, в здание, а путь в свою общину, в Евхаристическое Собрание.

Все сказанное мною служит лишь одной цели – показать всю важность религиозного образования человека, которая служит к его воцерковлению, важность широкой катехизации всего российского сообщества, людей, считающих себя православным и причастным православной культуре.

Здесь налицо соприкосновение того, что действительно дает Церковь обществу и того как Она воспринимает общество. Во всех наших делах, которые продиктованы нам современностью, обязательно нужна мудрость и рассудительность. Если мы будем последовательны в этом и не утратим истинного восприятия Православия, то будет совершаться воцерковление мира. Если исключительно переместим свои усилия в казалось бы благие дела, проблемы современности и решение их, если утратим, что главное и несравнимое ни с чем Евхаристия, то произойдет обмирщение Церкви.

Задача того предмета, о котором мы говорим, самая важнейшая. Если хотите, то это задача сохранения нации, человечества.

Что хотят вообще видеть в этом предмете? Что должно быть на выходе? Многим это видится как изучение своей культуры, истории, традиций для развития личности в принципе. Но тогда на выходе мы получим глубокое знакомство со старым сундуком, полном древними одеждами, пересыпанными нафталином.

Многие говорят о воспитании гражданина. Тогда можно утратить весь сакральный смысл жизни христианского народа.

Осмысливая происходящее ныне, анализируя жизнь нашего общества, я познакомился со статистикой посещения нашими соотечественниками зарубежных стран. Статистика свидетельствует, что из года в год количество выезжающих на отдых возрастает. У меня не вызвало удивления, что наиболее посещаемы две страны – это Турция и Египет. Несмотря на огромное культурное пространство, сформированное именно христианством в этих странах, львиная доля российских туристов выбирает отель «все включено» и «отдыхает» так, что перед местным населением, в подавляющем большинстве мусульманском, просто возникает чувство стыда. Именно из-за отсутствия духовного стержня и религиозного воспитания крещенные люди с легкостью принимают святителя Николая как Санта Клауса, а святыни посещают в таком виде, что говорить об этом просто стыдно.

Вторая половина стран включает в себя страны Западной Европы. Люди, посещающие их, большей частью проявляют интерес к их культуре. Но что есть в западноевропейских странах и что предлагается туристам? Даже почему предлагается?

Я внимательно прочел несколько справочников и интернет-сайтов, дающих некий запас информации по Италии и Франции. Практически все они говорят об истории Рима, императорах, называют место захоронения Наполеона и его многочисленных наложниц, напоминают, что на крыше собора святого Петра обязательно нужно выпить чашечку кофе, выражают неподдельный восторг Рафаэлем и Микеланджело. Но нигде не говорится о христианских реликвиях, которых там невероятное количество. Именно западноевропейские рыцари разорили Константинополь и в течении 60 лет грабили его святыни.

Размышлял я и по второму вопросу: почему об этом христианском наследии ни слова? Все оказалось очень просто: секулярное современное мышление Европы просто не приемлет самой сущности христианства. Именно поэтому духовное наследие сведено к культурному наследию. Именно поэтому все больше и больше грех и мерзкий порок провозглашаются свободами, а религиозное восприятие мира и христианские нравственные ценности посягательством на эти «свободы», прикрываясь термином толерантность.

Дабы избежать подобного, но сохранить, приумножить и сделать жизнеспособным то, что получили мы в наследие от наших богобоязненных и благочестивых предков, важно грамотно и мудро учить наших детей, нашу молодежь.
На мой взгляд, нам крайне нужен не такой предмет, который несколько месяцев будет преподаваться в возрасте детском, а предмет, который равно охватит и культурную, и нравственную, и религиозную составляющую, равно будет нужен в любом возрасте, тем более на самых переходных моментах возрастания. Нам нужно не по Маяковскому говорить «что такое хорошо и что такое плохо», не с точки зрения этики и эстетики, но говорить о том, что такое грех, о его разрушительной природе и способах победы над ним.

Нам обязательно нужно рассказать, почему именно православная культура была воспринята славянскими племенами и как она сформировала из них великий народ, нам нужно передать, чтобы принадлежать этой культуре и она бы принадлежала человеку -  необходимо жить в этой благодатной стихии.

Еще одна из проблем – это подготовка преподавателей. Заняться этим Церкви довольно сложно. Во-первых по причине отсутствия подготовленных на должном уровне специалистов, во-вторых по причине отсутствия самой базы и педагогического опыта. Но у Церкви есть опыт духоносности.

Опыт практический есть у светской школы. И формирование преподавателя может быть успешно осуществлено в тесном соработничестве с Церковью. Положительное сотрудничество в этой области есть, оно уже принесло хорошие и добрые плоды.

Знание того, что плоды нашего сотрудничества откроются в Царствии Божием, может сообщить нам иное настроение в нашей церковной и общественной деятельности, когда совершая общественную работу или духовное служение, мы ощущаем не свершения во времени и пространстве, в истории страны, а в сопричастности той великой миссии, которую на всех нас возложил Сам Бог.

 

Календарь

Ссылки

Кто в on-line

Сейчас 62 гостей онлайн

button
© 2024 Новочеркасское благочиние.