Payday loans
 

Новочеркасское благочиние

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

История Свято-Георгиевского прихода

Печать PDF

Храмы возникают там, где их ждут, когда Господь чрез человеков созидает свой дом, и те оставляют там свои сердца, как прочные основания для нерукотворенных храмов.

Многие святыни разбросаны по Донской степи, есть среди них древние, есть молодые, но к каждой из них влекутся сердца верующих.  Нельзя сказать, что тот храм лучше или же благодатнее, нет, ибо в этом погрешим перед Богом. Храм как душа, всегда от Бога, но какими помыслами наполняют его приходящие люди, с таким по-человечески мы и сталкиваемся в быту. Апостол, говорит, что мы есть храм Бога Живаго, так что бдите и молитесь, чтоб никто искушен был.

В этом небольшом повествовании, хотелось бы, опираясь на архивные документы и свидетельства живых очевидцев, рассказать о небольшом храме, расположившемся на высоком покатом берегу реки Тузлов, что в северо-восточной части города Новочеркасска, столице Донского казачества.

Действительным поводом к написанию этих строк, послужила дата 110-летия Свято – Георгиевского храма, храма в котором промыслом Божьим мне суждено молиться и разделять молитву его прихожан. Посему в знак благодарности людям, создавшим, отстоявшим и сохраняющим свой храм, и посвящается это повествование.


 

Предыстория и строительство

17 ноября 1891 года сход жителей нескольких улиц, северо-восточной части областного города Новочеркасска постановил  построить православный храм и освятить его в честь и память святого великомученика Георгия Победоносца. Местом для будущего храма было определено пересечение Колодезной и Прибылянских улиц, образующих Колодезную площадь. Поводом для строительства послужило событие общероссийского уровня, произошедшее несколько ранее, а именно крушение поезда царской семьи императора Александра третьего (Романова), у станции Борки, Курско-Харьковской железной дороги, 17 октября 1888 года. В память этого же события, на другом конце города Новочеркасска, близ Азовского базара была воздвигнута часовня в честь святых Флора и Лавра. Нужно отметить, христианскую традицию воздвигать и создавать в знак и память определенных событий, общественные сооружения, которые могли бы свидетельствовать о вере в Божественный промысел в жизни человека. С другой стороны, на Руси издревле существовал обычай совершать благие поступки по обету, что являлось так же выражением чувства благодарности к Творцу. Очевидно, что это и подвигло жителей Новочеркасска, на строительство еще одного храма. Ведь в городе уже существовали православные храмы, и полным ходом шло строительство величественного, кафедрального собора.

В те дни, мысль о строительстве храма в честь святого великомученика Георгия на Колодезной площади была не нова, ее первое упоминание по архивным документам относится к  середине 50х годов 19века. Тогда наказной атаман генерал-адъютант М.Г.Хомутов, лично посетил, тогда еще не вполне обустроенную Колодезную площадь и высказал свое намерение. Предполагалось, что материалом для постройки нового храма может послужить камень из руин старого Вознесенского собора. Согласно Донским епархиальным ведомостям  (сентябрь 1892 года), последнему не суждено было состояться в связи со следующими обстоятельствами: «В то время в Новочеркасске, для устройства в нем улиц и других общественных работ, существовал особый казачий полк, под именем «рабочего полка», по местному выражению – Качуры. Для помещения полка устроены были казармы в северной части города, довольно значительном от него расстоянии. Там же воздвигнута была и деревянная часовня. Как только стало известным, что наказной атаман Хомутов предположил построить на Колодезной площади церковь, командир рабочего полка Волошинов усиленно начал хлопотать, чтобы эту церковь построить в районе рабочего полка. Его поддержали начальник войскового штаба и областное правление. Уступая такому единодушному желанию, атаман Хомутов согласился отложить постройку церкви на Колодезной улице, и дал свое согласие из материала старого собора построить церковь для рабочего полка, которая вскоре при нем же и выстроена на пустыри у казарм полка и освящена во имя святых Константина и Елены».

Вскоре атаман Хомутов оставил свою должность, и дело о постройке Георгиевского храма остановилось. Впрочем, и место на колодезной площади на протяжении почти 40 лет, до начала строительства храма, оставалось свободным. Город застраивался, шло планированное возведение зданий и целых кварталов, а вышеозначенная площадь оставалась нетронутой. В народе жила вера в то, что здесь будет, воздвигнут непременно храм в честь великомученика Георгия. Вера эта основывалась на народной молве, укрепляющей церковное предание. Вот как об этом повествуют Донские епархиальные ведомости:

«Неподалеку от площади на колодезной улице, по направлению к триумфальным воротам, жило семейство Р- хь. Старики отличались религиозностью. У них в доме была древняя икона святого великомученика Георгия. По странному обстоятельству, старуха, мать Р- хь, посоветовавшись с мужем, сняла икону с занимаемого ею места и так как от времени она была очень черна и лика святого не было видно, то порешила применить доску из под иконы для покрышки горшков с молоком. В следующею же ночь, одновременно мужу и жене, находившимся в разных комнатах, было предостережение от святого великомученика за непочтение к его изображению. Под влиянием видения, старики на утро с сердечным сокрушением и молитвою отдали святую икону с почерневшим ликом иконописцу для обновления. Святой Георгий изображен на ней сидящим на белом коне. В настоящее время икона эта находится в доме сына их, войскового старшины С. Р- го. Последний, тогда еще 12- летний отрок, вскоре после этого события, в 11 часов вечера видел светлый огненный столб, который поднимался с колодезной площади до небес. Под сильным впечатлением такого явления, он вывел из дома свою мать и они оба наблюдали, как огненный столб, постепенно поднимаясь, исчез в поднебесных высях.» В дальнейших строках хронист высказывает свое мнение, что это было свидетельством того, что место это задолго было предизбранно промыслом Божиим для принесения на нем бескровной жертвы.

В 1891 году два лица (история не доносит до нас, их имен) жившие друг от друга в отдаленных частях города и незнакомые между собой начинают подвигать народ близлежащих улиц к строительству храма на Колодезной площади. Это, уже народное начинание, получило официальное разрешение на свою реализацию. 17 ноября 1891 года состоялся первый сход будущих прихожан храма. Храм решено было строить каменный. А для надлежащего надсмотра за строительными работами, сход избрал из своей среды 10 попечителей: М.М. Зазерскова, н.с. Ив. Ст. Киевского, н.с. Х.Б. Попова, подполк.. В.В. Студеникина, ас. Ив. Ив. Карташева, к.с. В.Е. Новгородова, купца В.Ил. Салькова, торг. Казака Як. Ал. Михайлова, ур. Ив. Ив. Сорокина, мещ. Н.Т. Белоусова. Попечители были уполномочены вести сбор средств на строительство храма, принимая пожертвования, как деньгами, так и материалами, одновременно им вменялось избирать благонадежных лиц для сбора пожертвований. Попечителям вменялось избрать из своей среды: председателя, казначея и других лиц; производить строительство наиболее целесообразным способом, представлять и ходатайствовать о делах храма во всех учреждениях, как судебных, так и административных. Это решение схода было представлено на утверждение Высокопреосвященнейшего Макария, архиепископа Донского и Новочеркасского, который положил на нем следующую резолюцию:
« 26ноября 1891 года. Утверждается. По сему приговору призывается благословение Божие на попечителей и строителей нового храма в городе Новочеркасске. Донской Архиепископ Макарий».

Уже 30 ноября состоялось первое заседание попечителей по построению храма во имя св. великомученика Георгия, на котором были избраны: председателем М.М. Зазерсков, заместителем его И.С. Киевский, казначеем В.В. Студеникин, делопроизводителем И.И. Карташев, сборщиком по книжке от консистории В.И. Сальков. Было решено, перед началом деятельности попечителей, служить молебен Господу Богу, споспешествующему благому делу, и св. великомученику Георгию, с акафистом, который, и был отслужен в Крестовой церкви 1 декабря 1891 года, при стечении всех попечителей и некоторых будущих прихожан храма.

Документы свидетельствуют, что попечительский совет приступил к делу, имея всего 3 рубля, пожертвованные одним священником, при выдаче из консистории книжки для сбора пожертвований. Следующим шагом в направлении по возведению храма, было отведение земли для постройки, что было сделано с решения Комитета по управлению г. Новочеркасском. Попечители обратились с просьбой о помощи к Новочеркасскому станичному обществу, последнее отчислило из станичных сумм одну тысячу рублей и пожертвовало полторы тысячи мерных отесанных камней из Персияновских каменоломен. Деньги были отосланы станичным атаманом Исаевым в Ростовскую Контору Государственного Банка, на приращение процентами до востребования, а пожертвованный камень был перевезен на Колодезную площадь. При этом сама перевозка обошлась в 375 рублей.

Но доброе дело было бы не добрым делом, если бы причастные к нему люди (попечители и жертвователи) искали свою выгоду. Св. евангелист доносит до нас слова Спасителя о милостыне и жертве применительно к их сотворителю: « когда творишь милостыню, пусть твоя правая рука не знает, что творит левая», в отношении же самого начинания применимы слова: «Да святится ваш свет перед людьми, дабы, люди видя ваши добрые дела, прославляли Отца вашего небесного». Пожертвования на строительство Георгиевского храма стали поступать, так спешно, что у начинателей появилась уверенность в скорейшем благоприятном исходе начатого дела.

Среди множества имен благотворителей, жертвователей и украсителей храма, история доносит одно имя с особой благодарностью: 5 июня 1892 года Феодосия Васильевна Кащеева (вдова И.Н.Кащеева - хорунжего, ктитора с 1882г и до самой своей смерти Михайло-Архангельского храма г.Новочеркасска). передала попечителям на построение Георгиевского храма пять тысяч рублей, и дала им обещание не только помогать при постройке церкви, но и быть украсительницею храма. В знак своей благодарности, и как выражение признательности, попечители отправили в ее адрес следующее послание: « М.Г. почтеннейшая благодетельница, уважаемая Феодосия Васильевна! В попечительстве по постройке церкви во имя св. великомученика Георгия Победоносца в Новочеркасске, на перекрестке улиц – Колодезной и Прибылянской, получено 5 июня 1892 года Ваше заявление с деньгами пять тысяч рублей, пожертвованных Вами на построение Георгиевского храма. Такое крупное пожертвоание, выдающееся из ряда других, и данное Вами обещание о будущих приношениях на Георгиевский храм, дает нам смелость называть Вас, глубокоуважаемая Феодосия Васильевна, нашей строительницей и благотворительницей Георгиевского храма; это почетное и богоугодное название останется за Вами не только при Вашей жизни, но и по смерти Вашей перейдет из рода в род. Ваше пожертвование 5 тысяч рублей в начале нашего дела, когда попечительство не имеет у себя достаточных сумм, возбудило у нас теплую надежду при помощи Вашей на скорое осуществление предположенной постройки храма. Попечители по постройке Георгиевского храма, собравшись на свое заседание, заочно принесли Вам искреннюю, сердечную благодарность и положили выразить эту благодарность Вам сим благодарственным письмом, которое примите от нас; как залог сердечного нашего к Вам уважения и беспредельной благодарности не только от нас попечителей, но и от прихожан будущего Георгиевского храма. Желания Ваши, в полученной нами бумаге о поминовении Вас и родных Ваших, мы считаем своею святою обязоностию исполнить согласно Вашему распоряжению. Примите уверения в нашем благорасположении к Вам; сердечно благодарные попечители».

До наших дней в ограде сохранилось захоронение у западного фасада храма. Установить кто же именно здесь погребен, без эксгумации и антропологической экспертизы не представляется возможным, с другой стороны верующие и не видят смысла тревожить покой усопшего в сохраняемой могиле. Согласно местному преданию, здесь и покоится почтенная благодетельница храма Феодосия Кощеева, в согласии с ее духовным завещанием, храму в свое время принадлежал и ее дом, расположенный так же на Колодезной площади, а имя Феодосии Васильевны и доныне поминается в синодике храма…

Помимо упомянутых выше пожертвований на строительство Георгиевского храма, сборы составили:
2400 рублей – от лиц лиц живущих неподалеку от будущего Георгиевского храма
2700 рублей – оставлено благотворителями по духовным завещаниям
345рублей 10 копеек – собрано попечителями по подписным листам
437 рублей 4 копейки – собрано по книжке выданной духовной консисторией
Таким образом, общая сумма пожертвований уже на август 1892 года составила 11882 рубля 14 копеек.
В обще церковной традиции до наших дней сохраняется поминовение, за каждым богослужением блаженных и приснопамятных создателей, строителей и благоукрасителей святых храмов и обителей. Сколько их было на нашей земле? Сколько безымянных могил сохраняют их прах? Но память о них не исчезла с лица земли, и пока на земле стоит хоть один православный храм, бьется хоть одно христианское сердце в груди, молитва о них не престанет пред Богом.

Архитектура и внутреннее убранство..  Поминаемый нами храм, согласно Донским епархиальным ведомостям, был воздвигнут за один год пять месяцев и три дня, памятная надпись об этом была помещена на целовальном кресте, освященном в день освящения самого храма. Проект Георгиевской церкви был выполнен городским архитектором В.Н. Куликовым, руке которого принадлежит весьма схожий проект храма в станице Грушевской, освященного в честь св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова, а так же проект новочеркасского храма в чест св. равноапостольных Константина и Елены. Очевидно, за образец  был взят храм станицы Нижнее-Чирской, ранее относившейся к Области Войска Донского. Внешне храм выполнен в русском стиле. Его отличает гармоничность и соразмерность внешних пропорций, в основу которых положен принцип золотого сечения. Архитектурной изюминкой Георгиевской церкви, является миниатюрная звонница, в противовес привычным, возвышающимся колокольням, венчающая западный фасад храма. Звонница покоится на четырех, круглых, довольно тонких ажурных ножках. Кирпичная кладка у завершения опор образует четыре массивные арки, поддерживающие восьмигранный шатер. Богатство внешнего декора, многочисленные ниши в виде глухих окон и кокошников, и выступы в виде ажурных полуколонн и карнизов, разных форм и размеров создают неповторимое впечатление легкости и торжества всей постройки. Выполненный из красного кирпича, храм имеет в основании образ вытянутого креста ориентированного на восток. Три небольшие главки венчают Георгиевский храм: помешенные на звоннице (западный фасад) и над алтарной частью (восточный фасад) – весьма миниатюрны. Центральный купол имеет диаметр чуть более метра и покоится на четырехграннике с двенадцатью световыми окнами, заменяющим собой барабан, сверху которого помещен приземистый четырехгранный шатер.  Двенадцать кокошников обрамляют шатер храма, являясь видимым продолжением световых окон. По периметру храма, не считая верхних подкупольных, расположились 14 окон. Два окна размещенные на западном фасаде имеют форму вытянутого креста, чем сразу привлекет к себе внимание.

Ориентировка храма и изначальная планировка окон, вот уже на протяжении более века создают удивительную акустику света внутри храма, в течение всего года.

Другая архитектурная особенность храма обусловлена ландшафтом, где расположился храм. Ввиду того, что храм расположен на площади, он не имеет примыкающих служебных или подсобных строений, но значительная покатость горизонта, позволила архитектурно решить этот вопрос. От западного фасада храма расположенного на горизонте в центре площади, к восточному фасаду идет значительное понижение- склон. Так что уровень восточного фасада храма опускается ниже более чем на два метра, и образует самостоятельный цокольный этаж с полноразмерными окнами.

Внешне храм небольшой, что еще больше обнаруживается в сравнении с другими храмами города Новочеркасска, по дореволюционным меркам был рассчитан на 400 купно стоящих человек. В настоящий момент нам мало, что известно о изначальном внутреннем убранстве храма, за свою историю, храм претерпевал несколько раз внутреннюю реставрацию (последняя была проведена в период с 2002 по 2005гг. при настоятельстве протоиерея Даниила Азизова), но тем ни менее можно отметить ряд архитектурных деталей и производимых ими эффектами, сохраняющимися до наших дней. Первая из них, это прекрасная акустика звука, человеческий голос, отражаясь от стен, перекрытий и  купола не гасится, но сохраняет свое звучание, более того, по свидетельствам очевидцев, за богослужением и в пустом храме создается впечатление, что храм подпевает молящимся. Другая особенность связанная с архитектурой храма, это удивительная акустика света, проникающего, сквозь многочисленные небольшие окна храма в течение всего года. О чем могут свидетельствовать фотографии из архива храма.

Свято-Георгиевский храм Новочеркасска является одним из немногих храмов, который практически не закрывался в сложный 20й век. Это позволило сохранить традиции и обычаи прихода, сохранить святыни и образа, которые свозились в храм при закрытии других, или же передавались их хранителями, и которыми храм поделился с другими храмами. Так, ранее хранящиеся образа находятся, и есть документы, подтверждающие акт дарения-передачи, в Троицком храме хутора Сусат, Семикоракорского благочиния, в Параскево-Пятницком храме станицы Маныческой, Новочеркасского благочиния, в Свято-Донском храме поселка Хотунок, и даже в Ростовском кафедральном соборе. Документально известен факт передачи большого Евангелия в серебряном окладе, в Ростовский собор, по просьбе митрополита Владимира (Сабодана) в середине 80х годов минувшего столетия.

В настоящий момент сам свято – Георгиевский храм признан объектом культурного наследия (памятником истории и культуры) на основании Решения Ростовского областного Совета народных депутатов от 17.12.1992 (№325).


Персоналии: личности в истории храма

Будучи творением рук человеческих, храм свидетельствует о своих творцах, об их чаяниях и надеждах, об устремлении к вечному. Но вместе с тем, было бы не справедливо упомянуть о строителях – созидателях, и умолчать о хранителях, тех поколениях подвижников, трудами, вниманием и молитвами которых жил все это время храм.
Первым таким именем, вызволенным из небытия архивных фондов, следует упомянуть имя первого настоятеля Свято-Георгиевского прихода Новочеркасска протоиерея Александра Харитоновича Попова. Который, будучи еще достаточно молодым священником, стал настоятелем храма в 1898году, и был на этом послушании до 1906 года, когда уже в звании протоиерея он был переведен настоятелем в Свято-Покровский храм станицы Кривянской.

Донские епархиальные ведомости, доносят до нас упоминание о том, что первый настоятель храма, участвовал в образовательных проектах епархии, а так же то, что бытность его настоятелем, храм неоднократно посещали Донские архипастыри.

О тех далеких днях, сохранилось отрывочное воспоминание со слов почившей о Бозе прихожанки свято-Георгиевского храма, 104-летней Дарии Поповой (?), которая вся жизнь прожила на «низовке» вблизи храма. И по свидетельству которой, она еще девочкой, до революции пела здесь в церковном хоре.

В дальнейшем, история храма на протяжении полувека, сравнима с историей темных веков - ранней средневековой Европы еще более скудна на исторические источники. Георгиевский храм находился, как бы в тени своих величественных собратьев по Новочеркасску. Возможно, свет будет пролит, на эти страницы истории, если нам станет доступен материал их фондов Синодального архива, хранящегося в Санкт - Петербурге.

Храм продолжал действовать вплоть до 1939 года, когда распоряжением президиума Областного исполнительного Комитета, апеллирующем к постановлению ВЦИКа От 1929 года, он был изъят у общины верующих согласно архивным документам.

Единственной персоналией той эпохи, является упоминание о старосте храма Форапонове Никите Степановиче. По свидетельству его внучки, многолетней прихожанки храма, ее дедушка, родом казак, был старостой храма с 1930 года по 1938, в 1938 году, сразу же по закрытии храма, он был  репрессирован, выслан на север в город Сыктывкар (республика Коми), где в скорости скончался. Сохранилась фотография этого человека, где он изображен со своей супругой, незадолго, до описываемых событий.

В сложные для нашего Отечества годы Великой отечественной войны, в связи с изменением в отношениях руководства государства и Церкви, стало возможным открытие многих храмов Русской православной Церкви, а среди них в 1942 году был возвращен общине верующих и Свято-Георгиевский храм. Недолго, всего пять лет, храм оставался не действующим. Но еще долгие годы нижнее помещение храма, вплоть, до середины 80х годов 20века, использовалось, под складское помещение завода «Новочеркасское пиво».

Основываясь на современных нам воспоминаниях старейших священников нашей епархии и прихожан храма, а так же на архивных документах, мы должны отдать должное всем настоятелям храма, известным на настоящий день:
- Священник Святослав Фетисов – в воспоминаниях старожилы храма храма Андриана Михайловича Гончарова (1914года рождения), всю жизнь прожившего вблизи от храма: «это был очень строгий священник родом из поляков, несший послушание настоятеля в послевоенные годы».

- Протоиерей Петр Маркович Коротун – 1894 года рождения, казак, уроженец станицы Цимлянской. Имея незаконченное семинарское образование, вкупе с среднетехническим, уже, будучи в сане священника, он был репрессирован. Отбыл 8-летнее заключение на строительстве знаменитого Беломор-канала. Интересен тот факт, что главным архитектором, упоминаемого сооружения, являлся преподаватель-профессор, старейшего новочеркасского вуза НПИ. По возвращении из заключения, отец Петр служил сначала в Персиановке, и приблизительно с 1954 – 55 года, стал настоятелем Георгиевской церкви по 1978 год, когда уже по состоянию здоровья был вынужден уйти на покой. В воспоминаниях современников, он сохранился добродушным, веселым человеком. Будучи сам маленького роста, словно в созвучие своей фамилии, отец Петр имел большое сердце, ведь чем иначе объяснить, что, прошедши тяготы заключения и поношения, он остался отзывчивым человеком, сохранившим верность престолу Божьего храма.

В 70е гг. у отца Петра была присно поминаемая нами по синодику храма, помощница – инокиня Анна. Будучи сама уже не молода, в те сложные для иночествующих годы, она несла послушание алтарницы Георгиевского храма. Это свидетельствует о внутренних качествах личности, еще одной человеческой души, спасавшейся в ограде храма. В память о ней сохранился миниатюрный трехъярусный, домовый иконостас академического письма. Писанный по просьбе отца инокини для их семьи, и передававшийся как благословение.

В те годы в близи храма жила и спасалась еще одна угодница Божия, в прошлом насельница женского Бекреньевского монастыря (входившего в пределы Донской епархии) матушка Александра. Будучи еще насельницей монастыря, она взяла на себя сложный для человеческого разумения подвиг юродства Христа ради. По закрытии обители в 20е годы, как и многие иночествующие была вынуждена скрываться от гонений.

Промыслом Божиим она нашла приют вблизи Георгиевского храма, где под ее опекой и жизненным руководством, находились и выросли некоторые и поныне здравствующие прихожане храма, хранящие о ней память.

- Приемником отца Петра, по настоятельству в храме, стал известный многим и до ныне митрофорный протоиерей Иоанн Тарасенко. Уроженец Дона, в предвоенные годы, будущий отец Иоанн окончил офицерское танковое училище в городе Владивостоке, участвовал в танковых сражениях Великой отечественной войны, был тяжело ранен (перебиты ноги), горел в танке, где по его воспоминаниям (доносимым духовными чадами и сподвижниками) дал обет, если выживет, посвятить себя на служение Богу. После войны отец Иоанн принимает сан и около 15 лет служит настоятелем храма в городе Морозовске, в период 1960 – 61гг. нес послушание секретаря епархиального управления, примерно в это же время становится настоятелем Свято-Александринского храма г.Ростова-на-Дону, в 1978 году отца Иоанна переводят настоятелем в Георгиевский храм. В период его настоятельства по 1992год, храм претерпел одну из своих реконструкций. В сложные для церкви годы 1983-85гг, храм был заново перекрыт железом, восстановлена система отопления, пескоструем очищен фасад храма и расшиты швы кладки, освобождено и передано храму нижнее его помещение, ростовским художником Владимиром Спасиновым выполнена новая роспись храма. В те годы надзор за реставрационными работами в храме осуществлял, почетный гражданин города Новочеркасска, заслуженный работник культуры, искусства  РФ, житель города, художник – В.И.Кулишов.

Современники отмечают харизматический настрой отца Иоанна, его личность была известна далеко за пределами Донской епархии. По свидетельствам очевидцев, храм был всегда полон приезжими паломниками из отдаленных уголков бывшего Советского Союза. Справедливости ради отметим, что и по настоящий день на адрес храма приходят письма из далеких городов, адресованных отцу Иоанну.

Интересен тот факт из страниц современной истории Русской Православной Церкви, кто в разные годы посещал Георгиевский храм: Сохранилось воспоминание, что ныне покойный Святейший Патриарх Пимен (Извеков), будучи еще в звании игумена, клириком Ростовского кафедрального собора, бывал в Новочеркасске и посещал храм.

Бывал здесь, будучи донским архипастырем и видный иерарх Русской Православной Церкви, митрополит Вениамин (Федченков), в те годы, кафедра владыки Новочеркасского находилась в Константино-Елененском храме, да и сам владыка, по свидетельствам полюбил столицу Дона. В середине 80-х годов минувшего столетия, когда приоткрылся «железный занавес», и стало возможно посещение Советского Союза иностранными делегациями, в том числе и церковными, ростовскую кафедру возглавлял ныне блаженнейший митрополит всея Украины Владимир (Сабодан). По свидетельствам очевидцев, несших послушание в храме, владыка трижды лично посещал Георгиевскую церковь, в одном из посещений он сопровождал сюда ныне почившего, подвижника, митрополита Антония Сурожского (Блума). Был в георгиевской Церкви, посещая г.Новочеркасск в середине 80х годов прошлого века, и почивший  Патриарх Московский и всея Руси Алексий второй, тогда еще будучи митрополитом Ленинградским и Ладожским.

Приблизительно в 1992 году, настоятель храма протоиерей Иоанн Тарасенко, был смещен и на его место пришел молодой игумен Василиск (…). Отец Василиск, был настоятелем храма не более полугода, а посему мало, чем запомнился прихожанам.

Следующим настоятелем Георгиевской церкви стал уроженец Новочеркасска, протоиерей Андрей Немыкин. Отец Андрей возглавлял приход с 1993 по 1997 год. Он стал первым настоятелем, кто постоянно жил на приходе, своей энергичностью, отец Андрей, привлек к храму молодежь из числа студенчества Новочеркасска.

На смену молодому священнику, в 1997году пришел  протоиерей Сергий Ермилов. Будучи уже в летах, отец Сергий, с трудом справлялся с хозяйством прихода. Открытие новых православных храмов в Новочеркасском благочинии, способствовало оттоку прихожан, проживающих в отдалении от храма. Экономические трудности в государстве и социальные потрясения 90х гг., не способствовали укреплению прихода. Храм ветшал и приходил в запустение.

Начатые в первой половине 80х реставрационные работы, так и не были завершены в полной мере. В 90-е храм уже не имел возможности их продолжить. Столетие своего существования, храм отметил, без каких бы то ни было памятных событий. Сохранилась печальная отчетная запись в епархиальное управление, сделанная рукой настоятеля: «храму выделены городом средства в размере 10.000 тысяч рублей, что было радостно воспринято прихожанами» (январь…), «нам отвечают, в городской казне денег нет, а значит мы ничего не получим для реставрации храма» (…). Будучи с подорванным здоровьем, отец Сергий, был вынужден принять на приход помощника, молодого священника Даниила Азизова. До этого священник Даниил был штатным клириком Новочеркасского Вознесенского кафедрального собора. Вскорости отец Сергий скончался, и священник Даниил вступил в обязанности настоятеля храма. Будучи от природы утонченным, но и решительным человеком, отец Даниил, поставил своей целью преображение прихода и возвращение величия Свято-Георгиевскому храму. Одним из первых шагов нового настоятеля храма, стало создание православного лектория в храме, что способствовало оживлению прихода. Другим направлением его деятельности, стало стремление привлечь людей к участию в новой реконструкции здания храма. Так достаточно за короткий срок, был отреставрирован западный фасад храма, проведена газификация храма, установлен телефон, новая ограда вокруг храма, надгробие над существующим захоронением. Приведена в соответствие документация по храму, но главным деянием, отмеченным прихожанами и современниками стала новая роспись храма в каноническом - византийском стиле, в противовес привычному до селе живописному, академическому письму. Ростовскими мастерами был сделан проект нового тяблового, трехъярусного иконостаса в каноническом стиле Последнее, вкупе с росписью храма, способствовало рождению нового облика Свято-Георгиевского храма.

Традиция, как и привычка, великое дело в Церкви, с тем пониманием, что как первые, так и вторые бывают разной полярности. Традиционное церковное сознание, порой болезненно отзывается на существенные перемены в своем быту, порой это выливается вплоть до категорического неприятия инноваций. Не исключением стало и преображение Георгиевского храма. За труды настоятельства, отец Даниил был возведен в звание протоиерея, а вскорости (в марте 2006 года) покинул приход, будучи переведен в Ростов для окормления вновь воссоздаваемого Старо-Покровского прихода.

На смену отцу Даниилу, пришел настоятель Свято-Сретенского прихода поселка Александровка в пригороде Ростова, протоиерей Валерий Турищев. Отец Валерий пришел не один, но с целой командой сопровождающих его духовных чад. В одной из первых речей перед прихожанами, отец Валерий отметил, что является духовным чадом одного из почивших настоятелей Георгиевского храма, протоиерея Иоанна Тарасенко.

В связи с сложившимися обстоятельствами, спустя всего два месяца, по ходатайству прихожан Свято-Сретинского храма поселка Александровка (Ростовское благочиние), отец Валерий был возвращен на прежний приход. Недолгое время, храм вдовствовал, богослужения не совершались, и прихожане, словно евангельские овцы, разбрелись без пастыря по другим храмам. По воспоминаниям очевидцев, группа прихожан, собиралась у закрытого храма и возносила молитвы великомученику Георгию, чтобы он заступил свой храм и вернул действующую обитель людям. В середине мая 2006 года, указом правящего архиерея, архиепископом Ростовским и Новочеркасским Пантелеимоном  настоятелем храма был назначен священник Александр Луканенко, до этого несший послушание штатного клирика Свято-Троицкого прихода г. Ростова-на-Дону.

 

Календарь

Ссылки

Кто в on-line

Сейчас 56 гостей онлайн

button
© 2024 Новочеркасское благочиние.