Payday loans
 

Новочеркасское благочиние

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Свято-Михаило-Архангельский храм: история - Строительство каменного здания храма

Печать PDF
Индекс материала
Свято-Михаило-Архангельский храм: история
Деревянный Михаило-Архангельский храм в Новочеркасске
Строительство каменного здания храма
Архитектура и внутреннее устройство каменного Михаило-Архангельского храма
История Михаило-Архангельского храма в советское время
Возвращение храма к церковной жизни
ПРИЛОЖЕНИЯ
Все страницы

3. Строительство каменного здания храма (1851-1880).

В 1850 году ктитором Михаило-Архангельской церкви был назначен казак Донского торгового общества Семен Николаевич Кошкин. Человек очень деятельный и столь же благочестивый, он положил своей целью строительство каменного здания вверенного его попечению храма. Семен Николаевич происходил из старого казачьего рода Кошкиных, знаменитых впоследствии своей торговлей. Родился он в 1801 году. В службу вступил казаком 2 января 1820 года от станицы Нижней города Новочеркасска. Состоял на льготе по 1826 год. С 1 мая 1826 года он вступил в торговые казаки, каковым и оставался по день своей смерти.41 В общей сложности он находился в Обществе с 1826 по 1882 годы (56 лет), при этом исполнял функции доверенного в 1839-1850 годах (с перерывом в 1841-1842 гг.) в течение 10 лет.[42]

В 1823 году Семен Кошкин обвенчался с девицей Евдокией Филипповной Байдалаковой, сиротой из известной в Новочеркасске старообрядческой семьи. При этом, согласно закона, он дал подписку о том, что обязуется «склонить жену к православию и детей обучать всем обязанностям христианской православной восточной церкви, а от раскола всеми мерами стараться отвращать...».43 В дальнейшем Архангельский приход стал центром миссионерской деятельности по присоединению старообрядцев к Православию и базой для организации единоверческого прихода.

Основным делом торгового казака Кошкина была торговля скобяными товарами и железом, которые он закупал в Нижнем Новгороде, на Нижнетагильских заводах Павла Демидова и сплавлял по Волге, а потом через Качалинскую и Калачевскую пристани по Дону в низовые станицы, Новочеркасск и Ростов-на-Дону.44 Кроме того, Кошкин был одним из крупнейших на Дону шахтовладельцев, ему принадлежало несколько каменноугольных и антрацитовых копей, в том числе шахты под названием «Михайловская» и «Николаевская».45 Фирма вела торговые дела за границей, вывозя туда товары на собственных морских пароходах46. Семен Николаевич вел обширную благотворительную деятельность. За значительные денежные пожертвования на учреждение в городе Новочеркасске Алексеевского детского приюта он был награжден золотой медалью на Аннинской ленте для ношения на шее 13 октября 1849 года. Выполняя обязанности почетного старосты при вышеуказанном приюте, он удостоился получить от Государыни Императрицы Марии Александровны драгоценный бриллиантовый перстень и был Высочайше награжден золотой медалью для ношения на шее на Владимирской ленте в 1868 году.47 Кошкин регулярно делал большие денежные взносы на нужды народного образования. В 1872 году он построил за свой счет каменное здание для Грушевского горного поселения приходского училища стоимостью 5 тысяч рублей, полностью оснастив его классной мебелью. За такую ревность в пользу учебных заведений Министерства народного просвещения Кошкин был награжден званием личного почетного гражданина 26 июня 1874 года[48].

Попав в руки такого энергичного человека, как Семен Николаевич Кошкин, дело о построении в городе Новочеркасске каменной во имя Архистратига Михаила церкви быстро набрало обороты.

Уже в декабре 1851 года в журнале Войскового правления войска Донского по хозяйственной экспедиции появилась следующая запись: «Слушали: рапорт Нижне-Новочеркасского станичного правления за №408 с приговором общества той станицы коим ходатайствует о постройке вновь приходской церкви во имя Архангела Михаила. Определено: церковь обветшала и по числу прихожан сделалась невместительна: необходимо построить новую каменную церковь в большем размере. Для первоначальных работ общество имеет церковной суммы от пожертвований до 1380 рублей серебром, станичных, обращающихся из процентов в кредитных заведениях, 5 тысяч рублей серебром. Для составления остального капитала общество просит от службы оставить на двухгодовую льготу нижних чинов с получением от каждого по 75 рублей серебром...» В заключение было решено предписать войсковому архитектору Седову составить план местности и проект предполагаемого храма.49 4 января 1852 года Донская духовная консистория выдала три книги для сбора пожертвований доверенным казакам: Семену Николаевичу Кошкину, Ивану Ивановичу Пятакову, Ивану Павловичу Сущенкову. В последующие годы в 1853 и 1854 выдавались еще две подобные книги.

В 1863 году произведена была торжественная закладка храма на новом месте, на пересечении Платовского проспекта и Михайловской улицы, неподалеку от старой деревянной церкви, которая продолжала действовать во все время строительства.

Через шесть лет каменное здание Михаило-Архангельской церкви было окончено вчерне, «главы покрыты белым железом, а прочие части кровли простым металлом, но еще не окрашены, внутри и снаружи здание, оштукатурено, кресты не поставлены». Все работы производились на доброхотные пожертвования.50 К этому времени приход был одним из самых многолюдных в городе: в 1870 году количество прихожан составляло 3893 человека.[51]

Работы по возведению нового каменного здания координировал настоятель - протоиерей Андрей Михайлович Юганов (1791-†1872), вся жизнь и путь служения которого неотделимы от истории Архангельского храма. Казачий сын, не получивший никакого образования, 19-ти лет от роду, он был определен Войсковой канцелярией дьячком к Новочеркасскому Вознесенскому собору и в следующем году посвящен в стихарь преосвященным Антонием, епископом Воронежским. 25 февраля 1816 тем же епископом он был рукоположен во диакона к Архангельской церкви и с тех пор до самой смерти всегда служил в ней (56 лет)! Прекрасные вокальные данные и познания в области церковного пения позволили ему с 1817 года занять должность нотного наставника по городу Новочеркасску и одновременно преподавать нотное пение в Новочеркасском духовном училище. В 1824 году о. Андрей Юганов был рукоположен во священника преосвященным Епифанием, епископом Воронежским, а в 1860 году - возведен в сан протоиерея. В разное время о.Андрей Юганов проходил должности: увещевателя в комиссии военного суда, депутата от духовенства в присутственных местах войска Донского, казначея и попечителя в Новочеркасском попечительстве о бедных духовного звания, духовника градского духовенства, члена Донской духовной консистории.52 Награждался епархиальным начальством и Святейшим Синодом: скуфьей, набедренником (1831), камилавкою (1837), наперсным крестом, орденом Святой Анны 3 степени, крестом и медалью в память Крымской войны 1853-1856 годов.53 Скончался протоиерей Андрей Юганов 22 апреля 1872 года, когда каменный храм был закончен, как бы исполнив важное дело в своей жизни.

К тому времени богослужения проводились уже в новом здании, старая же деревянная Михаило-Архангельская церковь «по случаю устройства новой» была «упразднена» в том же 1872 году.[54]

Через год состоялось освящение главного престола нового храма высокопреосвященнейшим Платоном, архиепископом Донским и Новочеркасским.55 Владыка Платон с особенным вниманием относился к благолепию храмов и за несколько дней до освящения прибыл обозреть его. Как сообщала местная печать, «маститый иерарх остался чрезвычайно доволен постройкой и украшением храма и в лице всех присутствующих выразил попечителю С.Н. Кошкину свою искреннюю святительскую благодарность за бескорыстные заботы и личные денежные средства».[56]

Сам обряд освящения был совершен 8 ноября 1873 года, в престольный праздник Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных. По окончании Божественной Литургии владыка Платон выступил с проповедью, в которой назвал новосозданный храм новым знаком благоволения Божия к жителям Новочеркасска. Все совершается только по воле Божией, значит, где стоят и вновь созидаются храмы Божии, там Господь желает обитать и, следовательно, люди там достойны Его присутствия и благоволения. Закончил свою речь владыка молитвенным обращением к Господу и Небесному Покровителю храма Архистратигу Михаилу: «Преблагий Господи, продли Твое благоволение к нам и сделай сей храм обильным источником Твоей благодати, призирай милостиво на всех молящихся в нем и даруй им все потребное по их прошениям... И Тебя молим, святой Архистратиге Михаиле: блюди посвященный Тебе храм сей нерушимым до века и храни молящихся в нем от всяких зол и напастей... Аминь».57

В 1874 году, 7 января, по благословению архиепископа Платона в Архангельской церкви был освящен Новочеркасским благочинным протоиереем Иоанном Диковым придел с левой стороны в честь Собора святого Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, а 23 июня того же года местные священники освятили придел с правой стороны во имя Владимирской Божией Матери.58

С 1872 года в связи с реформами в духовном ведомстве сократился штат Архангельского храма до двух священников и двух псаломщиков. Содержание причта было достаточным. Кроме доходов от треб причт получал денежное пособие от Новочеркасского городского комитета в размере 100 рублей в год.59 Настоятельствовал священник Иаков Соловьев. Вторым священником служил Василий Васильевич Куфаев, сын знаменитого протоиерея. По окончании Воронежской духовной семинарии по I разряду, в 1853 году он был рукоположен во священника именно к этой церкви. Как и отец, священник Василий Куфаев вел обширную деятельность, одновременно исполняя должности законоучителя в Новочеркасском приходском училище и увещателя в Черкасском судном начальстве. В 1856-1868 годах он был директором Новочеркасского Попечительного Комитета о тюрьмах, за «отлично-усердную и полезную» службу на этом поприще дважды удостаивался благословения Святейшего Синода. В 1864 году о.Василий Куфаев был Высочайше утвержден членом Общества восстановления христианства на Кавказе с правом носить особый, присвоенный этому званию, знак. В мае 1875 года он был принят с женою и детьми в казачье сословие. В декабре 1876 года указом Донской духовной консистории священник Василий Куфаев был перемещен к Новочеркасской Николаевской церкви.60 На место настоятеля Михаило-Архангельского храма владыка Платон избрал священника Алексея Григорьевича Полякова (1834-†1900).

Образование А.Г. Поляков получил в Воронежской духовной семинарии, курс которой окончил в 1857 году, став священником в 23 года: бывший Донским архиепископом высокопреосвященный Иоанн (Доброзраков) рукоположил его к Архангельской церкви Тепикинской станицы. Более 15-ти лет он служил там, выполняя одновременно обязанности законоучителя в приходской школе. За эти занятия он был награжден набедренником и удостоен благословения Св.Синода. Перемещенный в Новочеркасск, о.Алексей Поляков продолжал свою многотрудную деятельность. Более 22 лет он являлся членом Областного статистического комитета, в 1880 году избирался членом Семинарского правления от духовенства. Его труд был отмечен многими наградами: в 1872 году он был пожалован бархатной фиолетовой скуфьей, в 1877 году - камилавкой, в 1882 году - наперсным крестом, выдаваемым от Св. Синода, 17 марта 1887 года - возведен в сан протоиерея. В том же году за 12-летнее служение в Донской духовной консистории о. Алексей был Высочайше пожалован орденом Св. Анны III степени, в 1892 году - орденом Св. Анны II степени и в 1896 году - орденом Св. Владимира IV степени. Сверх того, он имел бронзовую медаль в память Императора Александра III и знак Красного Креста.61

Много сил отдавал о. Алексей Поляков дальнейшему благоукрашению вновь построенного здания Михаило-Архангельской церкви и особенно внутренней отделке нижнего этажа. На некоторое время работы оказались приостановленными из-за истощения денежных средств попечительства. В 1876-1878 годах была пристроена к зданию колокольня. В 1880 году, наконец, в нижнем этаже устроили иконостас и все прочее, необходимое для богослужения. Средства были пожертвованы церковным старостой С.Н. Кошкиным в размере 4000 рублей.62 Значительную денежную сумму пожертвовал также казак Новочеркасской станицы, отставной хорунжий Иван Николаевич Кащеев, довершивший окончание нижнего храма. Главный престол его был посвящен св. Пантелеимону, а боковой, с правой стороны, преподобным Симеону Юродивому и Иоанну Постнику, имена которых носили жертвователи С.Н. Кошкин и И.Н. Кащеев.63

Посвящение главного престола нижнего храма св. вмч. Пантелеимону было не случайным. Незадолго до этого С.Н. Кошкин совершил паломничество на Афон, где внес щедрый вклад в русский Свято-Пантелеимонов монастырь. В 1871 году был готов большой корпус братских келий с церковью во имя Святого Саввы Сербского, выстроенный на его средства.64 Кошкин неоднократно посещал и святые места Палестины. В одну из таких поездок он удостоился беседы с патриархом Иерусалимским Прокопием. В 1874 году в дар от патриарха Кошкину была прислана кипарисная доска, найденная в реке Иордан. Из этой доски, по желанию владельца, был вырезан херувим для украшения Образа Господа Вседержителя на Горнем месте Пантелеимоновского придела Михайловского храма.65 Еще при жизни С.Н. Кошкин хлопотал в Св. Синоде, через архиепископа Платона, о том, чтобы его захоронили в нижнем храме. В 1882 году Кошкин умер и прах его был захоронен в склепе нижнего храма, с левой стороны, где, согласно его завещанию, установили мраморный памятник.66 В 1888 году скончался и И.Н. Кащеев,67 который был погребен в ограде храма, с левой его стороны.


 

Календарь

Ссылки

Кто в on-line

Сейчас 83 гостей онлайн

button
© 2024 Новочеркасское благочиние.