УРА, СЛАВНОМУ ВОЙСКУ ДОНСКОМУ, ДАЮЩЕМУ ТАКИХ СЫНОВЕЙ!

12.04.2016 09:00
Печать

4_mУРА, СЛАВНОМУ ВОЙСКУ ДОНСКОМУ,

ДАЮЩЕМУ ТАКИХ СЫНОВЕЙ!

Протоиерей Олег Добринский,

благочинный приходов Новочеркасского округа, кандидат богословия

Начало моего служения в Михаило-Архангельском храме г.Новочеркасска, в 1990 году, принесло мне невероятный по глубине и силе потенциала подарок, питающий до днесь мою душу и обогативший меня неотъемлемым богатством…

Этим подарком были люди. Таких людей сейчас просто нет. Большинство из них были рождения конца XIX – начала XX столетия. Это были верующие, яркие сыны Тихого Дона, перенесшие страшные годы лихолетья, очевидцы надругательства над Отечеством, живые свидетели большевистского геноцида над донским казачеством. Люди, которые оставались навсегда верными сынами своей Родины, которые трудились до самого последнего мгновения своей жизни, не ожидая ничего взамен.

Одним из моих друзей стал известный архитектор, донской казак, посвятивший десятилетия преподавательской жизни родному НПИ, благороднейший и в прямом смысле великий человек – Константин Иванович Куликов. Его дед одним из первых поднялся на Шипку в составе полка донцов. Сам Константин Иванович был в подлинном смысле патриотом и интеллигентом, хранителем и живым носителем нашей истории. Часами я слушал его и до сего дня свято храню в своей памяти многие воспоминания этого прекрасного человека.

Однажды, идя к нему в гости, я обратил внимание на мемориальную плиту, размещенную на доме по Александровской улице, совсем рядом с домом Куликова. На плите было обозначено: «Здесь жил уроженец Новочеркасска скрипач-виртуоз Константин Михайлович Думчев (1879 – 1948)».

Первое, что спросил я, придя к Куликову, это о личности Думчева.

Оказалось, что Константин Иванович был лично знаком с этим великим музыкантом и композитором. Он долго рассказывал мне о нем, о его таланте и непревзойденном мастерстве, о забвении и буквальном затирании после революционных событий, о простом учительстве в музыкальной школе и кончине в нужде и практической нищете в 1948 году.

От Куликова я узнал и о том, что некоторое время Константин Михайлович Думчев стоял за регентским пультом, управляя хором в Михайловском храме, что для меня делало этого человека особо близким.

Уже в этом году, осматривая некрополь на старом городском кладбище, я посетил могилу великого музыканта. Это зрелище повергло меня в смятение..  Не меньшее чувство стыда и вины испытал я при виде могил художника Ивана Ивановича Крылова… Комментировать ничего не хочу. Просто стыдно.

Первым желанием стало немедленно заняться приведением захоронений в соответствующий приличный вид. И это не могло не заставить более детально обратить внимание на жизнь великих земляков.

О своих впечатлениях я рассказал журналисту Наталье Андреевской. И к счастью своему узнал от нее, что в городе есть замечательный исследователь некрополя, историк-краевед Евгений Васильевич Халдаев, с которым мы смогли осмотреть остатки от дивной красоты новочеркасского кладбища.

Выяснилось еще ряд захоронений и частично уцелевших памятников людей, тесно связанных с историей Области Войска Донского.

Силами православной молодежи могилы Константина Думчева и Ивана Крылова были приведены в порядок, поднят из земли остаток памятника кафедрального протоиерея Василия Петрова, многое еще хотелось бы сделать, коли Бог даст.

Но первое, о ком хотелось бы мне написать – о уроженце Новочеркасска скрипаче-виртуозе Константине Михайловиче Думчеве.

Думчев прожил не так много – 69 лет. Он родился в семье донского казака Михаила Фирсовича Думчева, страстного любителя музыки, отдавшего все свои силы музыкальному образованию сына. И сын не просто учился игре на инструменте, он сживался с ним, он через скрипичные струны являл миру свет своей души и величие тех, кто услышал эту музыку из мира невещественного.

В воспоминаниях об еще одном нашем великом земляке, философе и православном мыслителе Алексее Федоровиче Лосеве, А.А.Тахо-Годи пишет: «В Новочеркасске всякий, кто хотел серьезно заниматься музыкой, шел в школу Фридриха Ахиллесовича Стаджи (1853— 1913), человека незаурядной судьбы. Итальянец, певец, лауреат Флорентийской музыкальной академии, Федерико Стаджи готовился к карьере скрипача-виртуоза, но оказалось, что он обладает прекрасным тенором. Как оперный певец он гастролировал по Европе и Соединенным Штатам Америки. Совершал турне и по России. Но в Таганроге простудился, заболел, потерял голос. Так Стаджи вернулся к скрипке. Человек незаурядный, одаренный, он был превосходным скрипачом и педагогом. В 1886 году он женился, осел в Новочеркасске, открыл частную школу, где были классы скрипки и вокала. Когда в 1908 году в городе появилось отделение «Русского музыкального общества», Стаджи вел и там класс скрипки. Славился он также непомерной силой. Могучий Стаджи был самый сильный человек в Новочеркасске. Выступал Стаджи и как артист в ансамблях. Здесь он вел партию альта, скрипичные партии исполняли Роберт Каминский (ученик Л. Ауэра) и Ф. И. Попов (преподавал музыку в гимназии, ученик М. А. Балакирева), а виолончели — Алоиз Стернад (будущий профессор Парижской Консерватории).

Среди выдающихся учеников Стаджи знаменитый виртуоз Константин Думчев (имя его красуется на мраморной доске Московской Консерватории в выпуске 1902 года вместе с Неждановой); Петр Ильченко (выпуск Московской Консерватории 1912 года вместе с Н. А. Обуховой и Н. С. Головановым); профессор Московской Консерватории К. Г. Мострас (1886—1963) — скрипач, доктор искусствоведения, отец его был дирижером казачьего полкового оркестра; К. А. Кузнецов (1883—1953), московский музыковед, доктор искусствоведения; композитор И. П. Шишов; известный московский артист Александр Миненков».

Именно у Старджи начал учиться игре на скрипке юный Думчев. Результат был ошеломляющим! В 1887 году, в восемь лет от роду, Константин Думчев выступил со своим первым сольным концертом, в репертуаре которого были произведения, которые играл не всякий сложившийся скрипач. А в 1889 году в Екатеринодаре мальчик дирижировал симфоническим концертом.

Необычайно одаренный мальчик начинает гастроли по Сибири и Дальнему Востоку, его с особым почетом и гордостью за талант исполнителя принимаю казаки.

3 декабря 1893 года в Омске прошел первый концерт Константина Думчева. Местная пресса писала: «очаровал омскую публику своей восхитительной игрой: необыкновенная чистота, правильность и задушевность тона его скрипки делают то, что извлекаемые из нее звуки буквально ласкают слух, а в более глубоких мотивах затрагивают и чувство». В представленном репертуаре сложнейшие концерты Ш. Берио, Л. Бетховена, виртуозные сочинения Г. Венявского, П. Сарасатэ, А. Вьетана. Восхищенные талантом артиста-казака, сибирские казаки пригласили 14-летнего виртуоза на войсковой праздник в день святителя Николая 6 (19) декабря 1893 года, где на торжественном обеде в здании войскового хозяйственного правления гость, среди прочего, «по желанию публики, сыграл с неподражаемой прелестью казачью колыбельную песню «Спи, младенец мой прекрасный». После обеда председателем Войскового хозяйственного правления (ВХП) полковником Г.Е. Катанаевым была отправлена в Новочеркасск на имя помощника войскового атамана генерала Грекова телеграмма: «Сибирские казаки, […] чествуя свой войсковой праздник, неумолчными криками восторга приветствуют в войсковом кругу гениального юношу – донца Костю Думчева, пленяющего своею дивною игрою на скрипке омскую публику. Ура, славному войску Донскому, дающему таких сыновей!».

Не менее успешными были выступления в Китае и Японии, Соединенных Штатах Америки.

Совершенство и мастерство скрипача соделали его известным не только в концертных залах и не только в глазах публики. Особым статусом для любого русского музыканта, любого оркестра, для музыкантов Европы и мира было выступление на дворцовых церемониях.

1893 год для Думчева был знаменателен и еще одним немаловажным событием. В январе 1893 года Думчев встретился в Одессе с П. И. Чайковским. Чайковский высоко оценил выдающиеся музыкальные способности юного скрипача (См. М. Чайковсккй. Жизнь П. И. Чайковского, т.3, стр.597). Благодаря сердечному отношению и доброжелательности Чайковского, Думчев получил тогда от одного из поклонников Петра Ильича - композитора Н. Н. Тарновского в подарок скрипку работы итальянского мастера Санто Серафино, на которой играл неизменно всю жизнь. При расставании, как вспоминает Думчев, Чайковский подарил портрет с теплой надписью: «Косте Думчеву на память от искренне сочувствующего старого приятеля П. Чайковского».

А.О. Шутилова, замечательный историк, в своей работе «Придворный музыкальный оркестр» пишет: «Придворный музыкантский хор (после 1896 г. – Придворный оркестр) был создан в 1882 г. для обслуживания дворцовых церемоний, праздников и стал первым профессиональным симфоническим оркестром в России.

… Начиная с 1896 г. Придворный оркестр регулярно приглашали в Царское Село для игры на официальных приемах, во время торжественных (устраиваемых для офицеров полков), а также фамильных завтраков и обедов, для игры с известными музыкантами, приезжавшими показать императорской семье свое мастерство владения тем или иным инструментом.

…29 ноября 1897 г. императорская семья слушала выступление скрипача К. М. Думчева в Александровском дворце. Совместно с Придворным оркестром музыкант исполнил несколько пьес».

В 1894-1900 годах Думчев усиленно занимается изучением музыки и общеобразовательных дисциплин в Петербургской консерватории, затем у скрипача Сезара Томсона, однако удовлетворения от занятий он не получил. Профессионализм был отточен в Московской Консерватории, где скрипач учился в 1900-1902 годах в классе И. В. Гржимали. Консерваторию Константин Михайлович окончил в 1902 г. со званием свободного художника, золотой медалью и занесением имени на Доску почета.

После переворота 1917 года и установления советской власти на Дону великий скрипач-виртуоз стал невостребованным. Интернационал Думчев не играл…

Все свои силы он отдал как преподаватель скрипки в родном Новочеркасске, давал частные уроки музыки.

Очевидцы вспоминали, как Константин Михайлович в дни войны приходил в военный госпиталь и играл раненым бойцам.

Талантливый человек талантлив во всем. Константину Думчеву принадлежит ряд музыкальных произведений как композитору. Этих произведений 48: два концерта, две сюиты, три мазурки, калриччио, вариации на тему песни «Ехал казак за Дунай», две испанские серенады, несколько ноктюрнов и ряд мелких скрипичных произведений.

Исследователи его творчества указывали, что они находились в личном архиве жены скрипача Н. П. Апостоловой, проживавшей в Новочеркасске.

Что имеем не храним… К сожалению, след этих произведений неизвестен, как неизвестна и судьба портрета П.И.Чайковского с теплой надписью: «Косте Думчеву на память от искренне сочувствующего старого приятеля П. Чайковского»…

 

11 апреля 2016 года

Thumbnail image