JPAGE_CURRENT_OF_TOTAL
4. Архитектура и внутреннее устройство каменного Михаило-Архангельского храма (1872-1920)
Здание каменной Михаило-Архангельской церкви в Новочеркасске сохраняется по сей день.
Храм построен в стиле эклектики и является типичным образцом русского однокупольного бесстолпного храма середины XIX века. В плане здание имеет форму вытянутого креста, ориентированного на восток. Стены гладкие, декорированные пилястрами; вертикальные окна с арочным завершением обрамлены простыми наличниками. Наиболее выразительная архитектурная деталь снаружи, составляющая образ стены храма - орнаментальный пояс, идущий по всему периметру здания под карнизом. Важным элементом архитектурного декора является «поребрик» - лента из поставленных ребром кирпичей, которая в христианском изобразительном искусстве с древности обозначает Небесные Силы. Расположенные ниже столбцы и арочки символизируют райские деревья. Это собирательный образ Святых, прославивших все страны света, изображение бессмертных святых душ в Раю, типичное для русского церковного зодчества начиная с 12 века.68
Квадратное в плане пространство главной части храма увенчивается восьмигранными барабаном и куполом, что позволяет выделить на фасаде здания крест, ориентированный, как и весь храм, по странам света. Не случайна и форма купола - в виде воинского шлема, избранная архитектором для этого храма. Русский купол, в отличие от византийского, являл собой образ пламени: свеча или факел, горящие к небу. Но воинский шлем представляет собой лишь иной образ огня, поскольку земное воинство (в их числе и донские казаки) почитало своими покровителями Воинство Небесное - Ангельские Силы, предводительствуемые Архистратигом Михаилом. Ангелы же в церковной традиции уподобляются огню. На храме установлены были кресты с полумесяцами. Этот вид креста известен с древности под названием «якорного» креста. Такие кресты чеканились на монетах греческих императоров VII века - Констанса, Константина, Константина Погоната и Ираклия. Из Константинополя употребление таких изображений перешло на запад и в Россию, но оставалось достаточно редким. Якорь - распространенный в раннехристианском искусстве символ Спасения, знаменующий собой такие понятия как надежда и вера. Существует версия, что подобный крест является знаком победы над мусульманством. В этом отношении важно сведение о том, что полумесяц - древний государственный знак Византии, который был заимствован как официальная эмблема Османской империи только после взятия турками Константинополя в 1453 году. Поэтому к победе России над мусульманством в лице Золотой Орды, совершившейся в 14 веке, этот символ отношения не имеет. В Византии полумесяц («цата») являлся символом царской власти. Нагрудные цаты носили русские великие князья. Цата как часть святительского облачения изображается на иконах Святителя Николая Можайского. Подобные примеры позволяют считать, что полумесяц на Кресте может быть символом Господа Иисуса Христа как Царя и Первосвященника.
В западной части храма пристроена трехъярусная колокольня с восьмигранным шатровым верхом. В христианском сознании Бог - есть центр мироздания. Поэтому шатер, поднимающийся над центром восьмигранника, завершается главой с крестом - образом Христа Спасителя. В плане шатер образует форму, сходную по построению с восьмиконечной звездой, помещаемой трижды на мафории Пресвятой Богородицы и часто употребляемой в церковном искусстве в качестве ее символа. В основе формы восьмигранного шатра лежит число девять, образуемое восемью гранями и геометрическим центром - вершиной шатра с маковицей и крестом. Число девять - символ девяти чинов Ангелов, которые имеют трехчастную иерархию, что видимо отражено в треугольном строении каждой грани шатра. С любой стороны восьмигранный шатер виден тремя треугольными гранями, каждая из которых имеет три вершины и сходится к главе. Это символизирует образ Пресвятой Богородицы - Царицы Небесной, которой Господь отдал под начало и царство все чины Ангелов и Святых.69 Основание шатра опоясано рядом «пламеневидных» кокошников, которые символизируют Ангельские силы.
Таким образом, купол в виде шлема и горящие к небу кокошники на колокольне Михаило-Архангельского храма сливаются в единый образ огненного Ангельского воинства. Шатер украшен также четырьмя слуховыми окнами, обрамленными треугольной сенью с небольшими колонками, которые символизируют четыре Евангелия и их проповедь на все стороны света.
Здание храма поставлено на высоком фундаменте, ко всем трем входам ведут «всходы». С южной и северной стороны крыльцо покрыто каменной сенью. Само название «крыльцо» происходит от слова «крыло» – это и символ восхождения духовного ко Храму и знамение покрывающего, осеняющею благословения Божия. Поддерживающие сень крыльца столпы – первый архитектурный знак, встречающий входящего. Их массивные, квадратные в плане основания - символ твердости Веры; сдвоенные фигурные «дыньки» («плоды добрые») - как бы говорят о том, каков должен быть человек, входящий в Храм, чтобы получить благословение Божие. Форма покрытия сени крыльца - двускатная с килевидным завершением сходным с формой кокошников на колокольне. Икона над входом говорит о начале предстояния входящего перед Богом и о Его незримом присутствии. На трех алтарных апсидах и на коньках крыш над приделами установлены небольшие маковицы, по форме напоминающие пламя свечи, ровно горящее к небу. Снаружи храм был весь оштукатурен и побелен в белый цвет, крыша и купол окрашены синим цветом, маковицы и кресты вызолочены. Ограда вокруг храма была установлена железная на каменном фундаменте, выкрашена в черный цвет.
К Михаило-Архангельской церкви принадлежала еще часовня Свв. Флора и Лавра, находившаяся на Азовской базарной площади, построенная легковыми извозчиками в память чудесного спасения Царской семьи 17 октября 1888 года. Первоначально она была сооружена в виде каплицы по решению собрания легковых извозчиков города Новочеркасска, состоявшегося в конце 1892 года. План каплицы был утвержден областным правлением. Она была построена из дерева в форме часовни высотой 6 аршин (около 5 метров). На одной стороне ее помещалось изображение Нерукотворного Спаса, на другой - икона Аксайской Божией Матери Одигитрии; на третьей были изображены: Кассиан Римлянин, св.вмч. и целитель Пантелеимон, свв.мч. Флор и Лавр, свщ.мч. Власий, покровительствующие животным; на четвертой - святые Александр Невский, Мария, Ольга, Ксения, Николай Чудотворец, Георгий и Михаил.70 Затем, в апреле 1896 года, выборные от ломовых извозчиков города Новочеркасска, в числе 12 человек, обратились в Комитет по управлению городом с прошением разрешить им, вместо существовавшей на тот момент деревянной каплицы поставить на Азовской базарной площади кирпичную часовню больших размеров и с устройством вокруг нее ограды - в память чудесного избавления Августейшей семьи от угрожавшей им опасности 17 октября 1888 года и в честь предстоявшего 14 мая 1896 года Священного коронования Их Императорских Величеств. Препятствий ни от светских, ни от духовных властей к этому делу не встретилось. Закладка часовни совершилась в торжественной обстановке в самый день Священного коронования.71 К концу 1896 года часовня была отстроена. Зданием она была каменная, покрыта листовым железом, о пяти главах.72
К началу XX века Михайловский храм являлся одним из наиболее богатых в Новочеркасске. Так, во всех трех приделах верхнего этажа были установлены серебряные царские врата, весом 7 пудов в главном алтаре, и по 4 пуда в малых алтарях, из серебра 84 пробы, работы Высочайше утвержденного фабрично-торгового товарищества преемников Н.В. Немирова-Колодкина в Москве, стоимостью более 20 тысяч рублей. Это ценное пожертвование было сделано в 1895 году прихожанином Степаном Степановичем Чеботаревым в увековечение памяти в Бозе почившего Государя Императора Александра III.73 В храме находилось множество икон, украшенных серебряными ризами и драгоценными камнями, серебряная и бронзовая церковная утварь. В главном алтаре находился престол липового дерева. Одежда на престоле была из серебра 84 пробы, вызолоченной чеканной работы с эмалью. На ней имелись выпуклые изображения: с западной стороны - Тайная Вечеря, с восточной - Воскресение Христово, с северной - Несение Креста, с южной - Моление о чаше. Весу чистого серебра в ней находилось 151 фунт 81 золотник. Изготовлена она была фабрикантом М.А. Овчинниковым в Москве 12 декабря 1890 года по духовному завещанию Василия Максимовича Крылова. Одежды на престолы в малых приделах были также из серебра 84 пробы, вызолоченные, чеканной работы с эмалью (весом в серебре по 4 пуда 5 фунтов), пожертвованные Степаном Степановичем Чеботаревым и его супругою Екатериною Дмитриевною 28 сентября 1903 года.74
В 1906 году храм был отремонтирован и заново расписан. При входе в храм - над трапезной на своде помещалась большая картина, изображающая сошествие в ад Христа по воскресении. Картина состояла как бы из двух частей: в верхней - сияющий крест, окруженный коленопреклоненными ангелами, а внизу - сошедший в ад Христос, к Которому направляются давно ждавшие Его, томившиеся в преисподней прародители. С левой стороны трапезной помещалась картина распятого Христа. В главном куполе, прямо над молящимися была изображена Божия Матерь с Предвечным Младенцем на руках, руки Младенца Христа были распростерты над молящимися, а по обеим сторонам изображения Богоматери размещались херувимы и серафимы. На простенках между окнами главного купола были изображены семь архангелов, во главе с Архистратигом Небесных сил Архангелом Михаилом. По нижнему поясу купола располагались картины из священной истории; в парусах, в четырех углах, изображены были святые евангелисты: Иоанн Богослов, Матфей, Марк и Лука. В правом приделе на своде помещалось изображение Иисуса Христа по воскресении, с крестом и ясно видными следами ран на руках и ногах. На боковой стене вверху, ближе к алтарю находился образ Божией Матери Владимирской, на другой стороне – изображение Святителя и чудотворца Николая Мирликийского. Ниже образа Богоматери изображен был Архистратиг Михаил, поражающий копьем поверженного им духа тьмы - диавола.
В приделе с левой стороны, вверху на своде, помещалось изображение Бога Отца с окружающими Его Небесными силами. Выше на стене изображен был св. Предтеча Иоанн Креститель и святитель Московский митрополит Алексий, а ниже, около алтаря - Крещение Господне. На западной стене, над хорами, располагалась огромная картина «Христос, благословляющий детей». Все свободные места были заняты узорчатыми орнаментами, а по карнизам сводов сделаны надписи.
Тогда же в нижнем этаже было устроено центральное отопление для всего храма калориферной системы. Все затраты на обновление храма взял на себя церковный староста торговый казак П.П. Дерепацков.75 За свои заслуги он был Высочайше награжден золотой медалью с надписью «за усердие» для ношения на шее на Александровской ленте (76).
К началу XX века приход Михаило-Архангельского храма состоял из 1368 дворов с населением в 5924 человек.77 Это был крупнейший и лучший приход столицы Донской епархии. В 1905 году при храме образовалось церковно-приходское попечительство под председательством священника Василия Памфилова. Его членами состояли: гражданский инженер Михаил Леонов, торгового общества казаки - Алексей Дерепацков, Даниил Мыльников, мещанин Иван Пискунов, титулярные советники - Петр Меркулов, Иван Макеев, крестьяне - Афанасий Кочев, Николай Пономарев, Карп Титов, торговые казаки Матвей Абрамов, Василий Кандауров, Аким Куликов, мещане - Александр Цыганков, Михаил Лебедев, Федор Могилевский, Александр Бычков, урядник Елисей Авилов, купцы - Емельян Бондарев и Никита Шеин.78
Настоятелем храма в 1907-1912 годах был протоиерей Симеон Троицкий. По окончании Донской духовной семинарии, он с 1882 года служил в священном сане. До перемещения в Новочеркасск о.Симеон занимал должность Кирсановского благочинного и настоятеля Николаевской церкви слободы Голодаевки Таганрогского округа. Большую общественную деятельность вела и его супруга Анна Васильевна, много лет состоявшая попечительницей Голодаевской двухклассной женской церковно-приходской школы, за что имела правительственные награды: малую золотую медаль на Аннинской ленте для ношения на груди и большую серебряную на Владимирской ленте для ношения на шее.79
В начале 1890-х годов при храме была открыта женская церковно-приходская школа. В течение нескольких лет школа бесплатно помещалась в доме прихожанина подъесаула С.С. Покидышева.80 Одновременно велся сбор средств для постройки собственного здания. Благодаря неутомимой энергии и личным трудам ктитора храма торгового казака Новочеркасской станицы Михаила Епифановича Куликова в 1905 году была куплена у наследников Шлычкова часть дворового места на улице Кирпичной и, на следующий год, на этом месте построено школьное здание. В воспоминание события перехода школы в собственное помещение М.Е. Куликов освободил всех учащихся детей иногородних лиц от платы за право учения.81 Михайловская церковно-приходская школа считалась одной из лучших в Новочеркасске. В 1910-1912 годах заведовал ею сам настоятель о. Симеон Троицкий. Ко дню святой Пасхи 1911 года был отмечен труд учительницы школы Апполлинарии Киреевой: ей была Всемилостивейше пожалована для ношения на груди золотая медаль на Аннинской ленте с надписью «за усердие».82 В разные годы в школе обучалось до 70 учениц, кроме общеобразовательных предметов и Закона Божия им преподавали пение и рукоделие.
Указом Св. Синода от 12 мая 1900 года при Михаило-Архангельской церкви были открыты вакансии 4 священников и псаломщиков.83 В 1911 году причт Михаило-Архангельской церкви жалованья не получал, земли и недвижимости при храме не имелось. Денежный доход причта в этом году составил 5074 рубля 13 копеек; кроме того, было получено пособие из сумм городового комитета - 210 рублей 84 копейки и проценты с капиталов, вложенных на вечное поминовение умерших - 690 рублей 94 копейки. Было совершено треб: крещений - 423; браков - 82; погребений - 214. В приходе числилось прихожан мужского пола: 1632 души православных, 21 душа старообрядцев и 21 душа инославных христиан. Общая численность прихода, таким образом, составляла около 3400 душ.84
В 1912 году настоятелем стал протоиерей Василий Михайлович Памфилов, служивший в Михаило-Архангельском храме с 1894 года. Наряду с пастырским служением о. Василий Памфилов проходил должности: окружного наблюдателя церковно-приходских школ Черкасского и Ростовского округов, состоял членом строительных комиссий по постройке Новочеркасского духовного училища, епархиального свечного завода, членом Попечительства о бедных духовного звания и др. Его заслуги были отмечены наградами духовного и светского ведомств.85
Храм построен в стиле эклектики и является типичным образцом русского однокупольного бесстолпного храма середины XIX века. В плане здание имеет форму вытянутого креста, ориентированного на восток. Стены гладкие, декорированные пилястрами; вертикальные окна с арочным завершением обрамлены простыми наличниками. Наиболее выразительная архитектурная деталь снаружи, составляющая образ стены храма - орнаментальный пояс, идущий по всему периметру здания под карнизом. Важным элементом архитектурного декора является «поребрик» - лента из поставленных ребром кирпичей, которая в христианском изобразительном искусстве с древности обозначает Небесные Силы. Расположенные ниже столбцы и арочки символизируют райские деревья. Это собирательный образ Святых, прославивших все страны света, изображение бессмертных святых душ в Раю, типичное для русского церковного зодчества начиная с 12 века.68
Квадратное в плане пространство главной части храма увенчивается восьмигранными барабаном и куполом, что позволяет выделить на фасаде здания крест, ориентированный, как и весь храм, по странам света. Не случайна и форма купола - в виде воинского шлема, избранная архитектором для этого храма. Русский купол, в отличие от византийского, являл собой образ пламени: свеча или факел, горящие к небу. Но воинский шлем представляет собой лишь иной образ огня, поскольку земное воинство (в их числе и донские казаки) почитало своими покровителями Воинство Небесное - Ангельские Силы, предводительствуемые Архистратигом Михаилом. Ангелы же в церковной традиции уподобляются огню. На храме установлены были кресты с полумесяцами. Этот вид креста известен с древности под названием «якорного» креста. Такие кресты чеканились на монетах греческих императоров VII века - Констанса, Константина, Константина Погоната и Ираклия. Из Константинополя употребление таких изображений перешло на запад и в Россию, но оставалось достаточно редким. Якорь - распространенный в раннехристианском искусстве символ Спасения, знаменующий собой такие понятия как надежда и вера. Существует версия, что подобный крест является знаком победы над мусульманством. В этом отношении важно сведение о том, что полумесяц - древний государственный знак Византии, который был заимствован как официальная эмблема Османской империи только после взятия турками Константинополя в 1453 году. Поэтому к победе России над мусульманством в лице Золотой Орды, совершившейся в 14 веке, этот символ отношения не имеет. В Византии полумесяц («цата») являлся символом царской власти. Нагрудные цаты носили русские великие князья. Цата как часть святительского облачения изображается на иконах Святителя Николая Можайского. Подобные примеры позволяют считать, что полумесяц на Кресте может быть символом Господа Иисуса Христа как Царя и Первосвященника.
В западной части храма пристроена трехъярусная колокольня с восьмигранным шатровым верхом. В христианском сознании Бог - есть центр мироздания. Поэтому шатер, поднимающийся над центром восьмигранника, завершается главой с крестом - образом Христа Спасителя. В плане шатер образует форму, сходную по построению с восьмиконечной звездой, помещаемой трижды на мафории Пресвятой Богородицы и часто употребляемой в церковном искусстве в качестве ее символа. В основе формы восьмигранного шатра лежит число девять, образуемое восемью гранями и геометрическим центром - вершиной шатра с маковицей и крестом. Число девять - символ девяти чинов Ангелов, которые имеют трехчастную иерархию, что видимо отражено в треугольном строении каждой грани шатра. С любой стороны восьмигранный шатер виден тремя треугольными гранями, каждая из которых имеет три вершины и сходится к главе. Это символизирует образ Пресвятой Богородицы - Царицы Небесной, которой Господь отдал под начало и царство все чины Ангелов и Святых.69 Основание шатра опоясано рядом «пламеневидных» кокошников, которые символизируют Ангельские силы.
Таким образом, купол в виде шлема и горящие к небу кокошники на колокольне Михаило-Архангельского храма сливаются в единый образ огненного Ангельского воинства. Шатер украшен также четырьмя слуховыми окнами, обрамленными треугольной сенью с небольшими колонками, которые символизируют четыре Евангелия и их проповедь на все стороны света.
Здание храма поставлено на высоком фундаменте, ко всем трем входам ведут «всходы». С южной и северной стороны крыльцо покрыто каменной сенью. Само название «крыльцо» происходит от слова «крыло» – это и символ восхождения духовного ко Храму и знамение покрывающего, осеняющею благословения Божия. Поддерживающие сень крыльца столпы – первый архитектурный знак, встречающий входящего. Их массивные, квадратные в плане основания - символ твердости Веры; сдвоенные фигурные «дыньки» («плоды добрые») - как бы говорят о том, каков должен быть человек, входящий в Храм, чтобы получить благословение Божие. Форма покрытия сени крыльца - двускатная с килевидным завершением сходным с формой кокошников на колокольне. Икона над входом говорит о начале предстояния входящего перед Богом и о Его незримом присутствии. На трех алтарных апсидах и на коньках крыш над приделами установлены небольшие маковицы, по форме напоминающие пламя свечи, ровно горящее к небу. Снаружи храм был весь оштукатурен и побелен в белый цвет, крыша и купол окрашены синим цветом, маковицы и кресты вызолочены. Ограда вокруг храма была установлена железная на каменном фундаменте, выкрашена в черный цвет.
К Михаило-Архангельской церкви принадлежала еще часовня Свв. Флора и Лавра, находившаяся на Азовской базарной площади, построенная легковыми извозчиками в память чудесного спасения Царской семьи 17 октября 1888 года. Первоначально она была сооружена в виде каплицы по решению собрания легковых извозчиков города Новочеркасска, состоявшегося в конце 1892 года. План каплицы был утвержден областным правлением. Она была построена из дерева в форме часовни высотой 6 аршин (около 5 метров). На одной стороне ее помещалось изображение Нерукотворного Спаса, на другой - икона Аксайской Божией Матери Одигитрии; на третьей были изображены: Кассиан Римлянин, св.вмч. и целитель Пантелеимон, свв.мч. Флор и Лавр, свщ.мч. Власий, покровительствующие животным; на четвертой - святые Александр Невский, Мария, Ольга, Ксения, Николай Чудотворец, Георгий и Михаил.70 Затем, в апреле 1896 года, выборные от ломовых извозчиков города Новочеркасска, в числе 12 человек, обратились в Комитет по управлению городом с прошением разрешить им, вместо существовавшей на тот момент деревянной каплицы поставить на Азовской базарной площади кирпичную часовню больших размеров и с устройством вокруг нее ограды - в память чудесного избавления Августейшей семьи от угрожавшей им опасности 17 октября 1888 года и в честь предстоявшего 14 мая 1896 года Священного коронования Их Императорских Величеств. Препятствий ни от светских, ни от духовных властей к этому делу не встретилось. Закладка часовни совершилась в торжественной обстановке в самый день Священного коронования.71 К концу 1896 года часовня была отстроена. Зданием она была каменная, покрыта листовым железом, о пяти главах.72
К началу XX века Михайловский храм являлся одним из наиболее богатых в Новочеркасске. Так, во всех трех приделах верхнего этажа были установлены серебряные царские врата, весом 7 пудов в главном алтаре, и по 4 пуда в малых алтарях, из серебра 84 пробы, работы Высочайше утвержденного фабрично-торгового товарищества преемников Н.В. Немирова-Колодкина в Москве, стоимостью более 20 тысяч рублей. Это ценное пожертвование было сделано в 1895 году прихожанином Степаном Степановичем Чеботаревым в увековечение памяти в Бозе почившего Государя Императора Александра III.73 В храме находилось множество икон, украшенных серебряными ризами и драгоценными камнями, серебряная и бронзовая церковная утварь. В главном алтаре находился престол липового дерева. Одежда на престоле была из серебра 84 пробы, вызолоченной чеканной работы с эмалью. На ней имелись выпуклые изображения: с западной стороны - Тайная Вечеря, с восточной - Воскресение Христово, с северной - Несение Креста, с южной - Моление о чаше. Весу чистого серебра в ней находилось 151 фунт 81 золотник. Изготовлена она была фабрикантом М.А. Овчинниковым в Москве 12 декабря 1890 года по духовному завещанию Василия Максимовича Крылова. Одежды на престолы в малых приделах были также из серебра 84 пробы, вызолоченные, чеканной работы с эмалью (весом в серебре по 4 пуда 5 фунтов), пожертвованные Степаном Степановичем Чеботаревым и его супругою Екатериною Дмитриевною 28 сентября 1903 года.74
В 1906 году храм был отремонтирован и заново расписан. При входе в храм - над трапезной на своде помещалась большая картина, изображающая сошествие в ад Христа по воскресении. Картина состояла как бы из двух частей: в верхней - сияющий крест, окруженный коленопреклоненными ангелами, а внизу - сошедший в ад Христос, к Которому направляются давно ждавшие Его, томившиеся в преисподней прародители. С левой стороны трапезной помещалась картина распятого Христа. В главном куполе, прямо над молящимися была изображена Божия Матерь с Предвечным Младенцем на руках, руки Младенца Христа были распростерты над молящимися, а по обеим сторонам изображения Богоматери размещались херувимы и серафимы. На простенках между окнами главного купола были изображены семь архангелов, во главе с Архистратигом Небесных сил Архангелом Михаилом. По нижнему поясу купола располагались картины из священной истории; в парусах, в четырех углах, изображены были святые евангелисты: Иоанн Богослов, Матфей, Марк и Лука. В правом приделе на своде помещалось изображение Иисуса Христа по воскресении, с крестом и ясно видными следами ран на руках и ногах. На боковой стене вверху, ближе к алтарю находился образ Божией Матери Владимирской, на другой стороне – изображение Святителя и чудотворца Николая Мирликийского. Ниже образа Богоматери изображен был Архистратиг Михаил, поражающий копьем поверженного им духа тьмы - диавола.
В приделе с левой стороны, вверху на своде, помещалось изображение Бога Отца с окружающими Его Небесными силами. Выше на стене изображен был св. Предтеча Иоанн Креститель и святитель Московский митрополит Алексий, а ниже, около алтаря - Крещение Господне. На западной стене, над хорами, располагалась огромная картина «Христос, благословляющий детей». Все свободные места были заняты узорчатыми орнаментами, а по карнизам сводов сделаны надписи.
Тогда же в нижнем этаже было устроено центральное отопление для всего храма калориферной системы. Все затраты на обновление храма взял на себя церковный староста торговый казак П.П. Дерепацков.75 За свои заслуги он был Высочайше награжден золотой медалью с надписью «за усердие» для ношения на шее на Александровской ленте (76).
К началу XX века приход Михаило-Архангельского храма состоял из 1368 дворов с населением в 5924 человек.77 Это был крупнейший и лучший приход столицы Донской епархии. В 1905 году при храме образовалось церковно-приходское попечительство под председательством священника Василия Памфилова. Его членами состояли: гражданский инженер Михаил Леонов, торгового общества казаки - Алексей Дерепацков, Даниил Мыльников, мещанин Иван Пискунов, титулярные советники - Петр Меркулов, Иван Макеев, крестьяне - Афанасий Кочев, Николай Пономарев, Карп Титов, торговые казаки Матвей Абрамов, Василий Кандауров, Аким Куликов, мещане - Александр Цыганков, Михаил Лебедев, Федор Могилевский, Александр Бычков, урядник Елисей Авилов, купцы - Емельян Бондарев и Никита Шеин.78
Настоятелем храма в 1907-1912 годах был протоиерей Симеон Троицкий. По окончании Донской духовной семинарии, он с 1882 года служил в священном сане. До перемещения в Новочеркасск о.Симеон занимал должность Кирсановского благочинного и настоятеля Николаевской церкви слободы Голодаевки Таганрогского округа. Большую общественную деятельность вела и его супруга Анна Васильевна, много лет состоявшая попечительницей Голодаевской двухклассной женской церковно-приходской школы, за что имела правительственные награды: малую золотую медаль на Аннинской ленте для ношения на груди и большую серебряную на Владимирской ленте для ношения на шее.79
В начале 1890-х годов при храме была открыта женская церковно-приходская школа. В течение нескольких лет школа бесплатно помещалась в доме прихожанина подъесаула С.С. Покидышева.80 Одновременно велся сбор средств для постройки собственного здания. Благодаря неутомимой энергии и личным трудам ктитора храма торгового казака Новочеркасской станицы Михаила Епифановича Куликова в 1905 году была куплена у наследников Шлычкова часть дворового места на улице Кирпичной и, на следующий год, на этом месте построено школьное здание. В воспоминание события перехода школы в собственное помещение М.Е. Куликов освободил всех учащихся детей иногородних лиц от платы за право учения.81 Михайловская церковно-приходская школа считалась одной из лучших в Новочеркасске. В 1910-1912 годах заведовал ею сам настоятель о. Симеон Троицкий. Ко дню святой Пасхи 1911 года был отмечен труд учительницы школы Апполлинарии Киреевой: ей была Всемилостивейше пожалована для ношения на груди золотая медаль на Аннинской ленте с надписью «за усердие».82 В разные годы в школе обучалось до 70 учениц, кроме общеобразовательных предметов и Закона Божия им преподавали пение и рукоделие.
Указом Св. Синода от 12 мая 1900 года при Михаило-Архангельской церкви были открыты вакансии 4 священников и псаломщиков.83 В 1911 году причт Михаило-Архангельской церкви жалованья не получал, земли и недвижимости при храме не имелось. Денежный доход причта в этом году составил 5074 рубля 13 копеек; кроме того, было получено пособие из сумм городового комитета - 210 рублей 84 копейки и проценты с капиталов, вложенных на вечное поминовение умерших - 690 рублей 94 копейки. Было совершено треб: крещений - 423; браков - 82; погребений - 214. В приходе числилось прихожан мужского пола: 1632 души православных, 21 душа старообрядцев и 21 душа инославных христиан. Общая численность прихода, таким образом, составляла около 3400 душ.84
В 1912 году настоятелем стал протоиерей Василий Михайлович Памфилов, служивший в Михаило-Архангельском храме с 1894 года. Наряду с пастырским служением о. Василий Памфилов проходил должности: окружного наблюдателя церковно-приходских школ Черкасского и Ростовского округов, состоял членом строительных комиссий по постройке Новочеркасского духовного училища, епархиального свечного завода, членом Попечительства о бедных духовного звания и др. Его заслуги были отмечены наградами духовного и светского ведомств.85